Уже как два года, Центр Луи Виттон представляет своей публике настоящее культурное путешествие в мир живописи, скульптуры, музыки, театра... Это, так же, место, посвященное искусству от классического до современного; место, где современные артисты могут представить публике свои творения, проекты, концерты, спектакли. Не случайно, жемчужиной 2016г.стала выставка «Иконы современного искусства. Коллекция Щукина».
Его жизнь достойна русского романа и коллекции легенды. Сергей Иванович Щукин (1854-1936), текстильный магнат, собравший на рубеже XX века в своем московском особняке коллекцию, состоящую из 275 полотен современного искусства, в основном за подписью французских художников. Глубина коллекции ошеломляет: 54 картины Пабло Пикассо, 41 полотно руки Матисса, 11 - Сезанна, 16 - Гогена, 15 - Дерена, 30 - Моне, среди которых нароботки к известному «Завтраку на траве», недошедшему до наших дней... пять работ Дега, 4 - Ван Гога, не считая десятков Марке, Анри Руссо, Эдуарда Мане, Ренуара, Вюйара, Тулуз-Лотрека и Писсарро! Настолько высокий уровень коллекции, рассосредоточенной в разных музеях мира, а в частности, Пушкинском музее в Москве и Эрмитаже, задает и тематику и название открытой выставки в Париже "иконы современного искусства...".
Впервые, с 1948г. в Центре Луи Виттона, все желающие смогут увидеть полную коллекцию Щукина, объединив полотна, находящиеся в Эрмитаже и Пушкниском музее в Москве! И тем самым, ЦЛВ отдает дань «создателю» коллекции, который по-праву вновь занял видное место в истории искусства. Мы встречаем портрет Сергея Ивановича Щукина на картине норвежского художника Хана Крона, одного из немногих нефранцузский художников. Небольшого роста, вегетарианец, заика, Щукин оригинальнен, несмотря на свое высокое положение: представитель Московской буржуазии, которая в свою очередь являлась досточно консервативной и религиозной. Потребовалось много мужества и независимости ума, чтобы построить свою коллекцию, выступая фактически против устоявшегося консервативного вкуса представителей окружения Щукина, а так же, навязываемого тем временем.
"Говорят, что я не прав и делаю все не так, как подобает в России, скупая Ваши картины," – написал он Матиссу.
Более удивительно, "Блестящий сноб", как окрестил его внук в каталоге, отводя себе другую, но пока что незаметную с первого взгляда роль. Представив свою коллекцию публике в 1908 году, воскресенье и совершенно бесплатно, он преследовал идею открыть современное искусство для простых людей, а также привить чувство авангарда молодому поколению художников Россия, готовому поспорить с академизмом. Пройдет всего несколько лет, и наступит их эра.
Первые приобретения пока еще не шокируют окружение Щукина. Моне в 1898г., Писсарро в том же году, с видами Оперы Гарнье, где коллекционер имеет привычку останавливаться в отеле именно в этом квартале. Он следит за выставками импрессионистов, отслеживает появление новинок пост-импрессионистов и символистов: Редона, Синьяк и Ван Гога. Менее чем за двадцать лет ему удается собрать огромную и редкую коллекцию полного развития современного французского искусства начиная от импрессионистов и заканчивая авангардизмом!
Мы в начале XX века : Пикассо живет без денег на Монмартре; Сезанн становится отшельником, а Матисс - лидер фовизма, вызывает скандал своим творчеством.
На выставке, выставленной в 14 комнатах своего особняка, представлены работы 127 избранных "сумасшедшим", как он называет себя сам, и 31 картина художников Русского авангарда. Среди вывешенных работ, один из его любимейших культовых шедверов Клода Монэ «Завтрак на траве» (1866 г.), и «Эх, что? Ты ревнуешь?, 1892г.) Поля Гогена. Но и для Щукина, понимание и признание авангарда не произошло сразу, это не было делом одного дня. Он укрощал насмешников, а так же, боролся со своими скрытными домыслами. Гоген, Матисс и Пикассо в конце концов победят, и он будет покупать только их.
Продолжение...