Центр Жоржа Помпиду представляет полученный им дар 6 более 250 произведений, собранных благодаря щедрости фонда Владимира Потанина, коллекционеров, художников и их потомков. Эта коллекция представляет панораму развития современного искусства в СССР и России с конца 1950-х по начало 2000-х годов,
Начиная с 1950-х годов художники-нонконформисты в СССР отказываются от канонов социалистического реализма. Они возвращаются к наследию яростно преследуемого с 1930-х годов авангарда и открывают для себя международное искусство на выставках в Москве эпохи хрущевской «оттепели». «Оттепель» оказалась недолгой, с 1962г., после закрытия первой выставки нонконформистов в Манеже, это искусство на долгие годы становится неофициальным. В 1970-е годы в эпоху брежневского «застоя» в недрах неофициального искусства появляется московская концептуальная школа, опирающаяся на традиционную литературоцентричность русской культуры и придающая первостепенное значение языку. Ее создатели работают на стыке поэзии, перформанса и визуального искусства.
Практически одновременно появляется течение соц-арта, использующее клише массовой пропаганды и демифологизирующее советскую идеологию в манере поп-арта. С середины 1980-х годов перестройка активизирует художественные процессы, особенно в Москве и в Ленинграде. Пьянящее чувство свободы выталкивает на арт-сцену молодых художников. После исчезновения Советского союза в 1991-м году стирается граница между официальным и неофициальным и современное искусство понемногу становится частью русской культуры.