Разглядывая проект здания театра оперы и балета архитектора Гарнье, жена Наполеона III императрица Евгения спросила его: «Месье, а что же это за архитектурный стиль: это Греческий стиль, Возрождение, Барокко? Что это за стиль?» На что находчивый молодой архитектор ответил: «Да что Вы, мадам?! Это все в прошлом. А это стиль Наполеона III!» Император, находившийся рядом, услышав такой лестный комплимент в свой адрес, сказал: «да не слушайте ее, месье, она ничего не понимает, а архитектуре…" Так, проект молодого архитектора Гарнье и выиграл конкурс!
Так или иначе, легенда это или правда, но на сегодняшний день «Гран Опера» — государственный оперный театр, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Этот «храм» национальной академии музыки являет собой воплощение всей ранее известной архитектуры, так умело соединенной Шарлем Гарнье в единое целое, рождая и представляя нам своим современным обликом ярчайший пример нового архитектурного стиля XIX в. — Эклектика. Этот монумент, посвященный Оперному искусству, всем своим великолепием и задумкой архитектора, словно бы сам по-себе, являет нам спектакль, куда посетители приходят для осуществления своей мечты!
Все в этом храме: от монументальных сооружений до декоративных элементов, словно бы исполняет свою партию в едином спектакле Гарнье. Огромная парадная лестница, например, построена таким образом, чтобы каждый вступающий на нее, не только оказался в эпицентре внимания, но и разыграл самую главную партию на подмостках этого «спектакля». Интерьеры вторят зрительному залу, где каждый может не только показать самого себя, но и лицезреть других участников невидимого спектакля, так умело задуманного архитектором.
Конечно же, среди этих декораций, существует множество скрытых от человеческого глаза аллегорий, символов и секретов, о которых мы узнаем с Вами в ходе экскурсии.
Мы зайдем с Вами и в зрительный зал, задуманный Гарнье как драгоценная шкатулка, поражающая даже самые изысканные вкусы. Мы полюбуемся с Вами фресками Марка Шагала, поговорим о Русском балете и конечно же, увидим известную ложу, которую по мнению Гастона Леру, каждый вечер занимал известный призрак Оперы…